Общепит или освобождение женщины: где сытно, вкусно и недорого накормить мужа в Москве

Большинство наших сограждан слово «общепит» ассоциирует с образом советской столовой 70-80 годов, где за прилавком стоит Зинаида Ивановна в белом чепце, надетом на пучок выцветших волос с химической завивкой.

Фотографии: Галина Сергеева  (http://instagram.com/malina_galina)

Лично у меня это слово ассоциируется с яркими и графичными вывесками с ровным шрифтом букв эпохи авангарда и конструктивизма 20-30-х годов XX века, когда новое время требовало революционных, более индустриальных принципов организации общественного и личного быта, а также особенной страстью к сокращениям и аббревиатурам.

В первые годы после революции началась работа по коренному переустройству быта, в том числе освобождение женщины от бремени ведения домашнего хозяйства и вовлечение её в производство. Решение социальной задачи относительно женщин-тружениц производства видели в максимальном развитии сети общественного питания, приближенной не только к месту работы, но и к жилищу.

Grafic

Как гласят словари, общепит – отрасль народного хозяйства, совокупность предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.

Я как женщина-труженица по выходным часто освобождаю себя от бремени приготовления обеда или ужина и веду мужа в общепит.

У меня есть свои требования к заведениям общепита в контексте организации общественной кухни с учетом повышения роли качества сервиса и культурного времяпрепровождения.

Tatiana UуtОсновное требование – это соотношение цены, качества, и количества. В эпоху развития советского общепита начал формироваться новый подход к пище: от буржуазной гастрономической эстетике до оценки значимости продуктов для здоровья и трудоспособности.

Терпеть не могу буржуазные места (если придерживаться терминологии «общепита») с безумными ценами и ложкой еды, размазанной по огромной тарелке. Я люблю, чтобы еды по-домашнему было много, чтоб взрослый и здоровый работяга мог наесться. Этакая пролетарская эстетика к плотной тяжеловесной пище, к которой меня приучили с детства.

Под качеством в общепите я подразумеваю свежесть продуктов и умение их приготовить.

Мне важно сочетание «качество-цена-количество» именно в такой последовательности, а не наименование или статус заведения. Если можно найти качественный, недорогой и приятный во всех отношениях общепит, зачем платить больше?

Следующее требование – это качество обслуживания. Если даже вкусно, но тебе грубят, долго не приносят меню, еду и вообще не замечают твоего присутствия, в такой общепит я больше не приду.

И напоследок маленькое буржуазное дополнение: вкусный качественный кофе, особенно капучино. Тут вроде бы все понятно, поскольку редкий человек любит слабый водянистый напиток, больше напоминающий использованную воду от промывки кофейного аппарата.

Почему капучино показатель кофейного качества? Потому что некоторые заведения общепита (не будем называть пароли-явки) любят сэкономить на количестве кофе, от чего пьешь взбитое молоко, а не капучино.

Так получилось, что у меня три основных требования и три выбранных мною точки общепита, которые полностью отвечают моим запросам, и которые я могу посещать неоднократно. Итак:

1. Кафе «Рецептор» (все три места, входящие в состав «Рецептора», мне по нраву, но особенно приглянулся столик у большого окна на Чистопрудном бульваре). http://cafereceptor.ru/

В 30-е годы 20 века в последствии затяжного продовольственного кризиса и нехватки продуктов питания в системе общепита стали проводиться эксперименты по внедрению вегетарианской пищи и разного рода экзотических блюд. В это время в СССР был введен лозунг: «Мясо — вредно».

Cafe Receprot

Этот лозунг идеально подходит для «Рецептора» — любителям мяса здесь делать нечего, поскольку концепция заведения предполагает приготовление еды только из рыбы и овощей. В меню преобладает необычное сочетание вкусов с разных точек планеты, адаптированные под привычные нам продукты без нарушений национальных особенностей приготовления тех или иных блюд.


Каждый раз, заходя сюда перекусить, планирую попробовать что-нибудь новое, но все равно заказываю Аль-паб или Хедо-паб – очень сытные, но легкие и нежирные блюда. Если вы думаете, что взрослый пролетарий без мяса неспособен в полную меру утолить голод – вы крупно ошибаетесь.

2. Бар «Lumberjack» https://www.facebook.com/lumberjackbarmoscow

В «Повседневной жизни Москвы в сталинскую эпоху. 1920–1930-е годы» Георгия Андреевского бары эпохи авангарда и конструктивизма описывались следующим образом: «Что в России всегда пользовалось поддержкой и любовью народа, так это пивные. В них мужская часть населения отогревала душу, оттаивала после неуютности цехов, коммуналок и общежитий, после грубостей начальства и сварливости жен, писка капризных и ненасытных детей. Здесь люди не думали о форме разговора и жили его нехитрым содержанием. Здесь велись нескончаемые, ни к чему не обязывающие беседы, в них каждый говорил свое, не слушая собеседника, говорил одно и то же долго и монотонно и, наконец, выговаривался. На душе становилось легче, можно было прожить еще один суетливый день своей однообразной жизни с надеждой на вступление вечером в «пивное братство».

bear

Иллюстрация с официального аккаунта Lumberjack Bar в Facebook

Примерно такие же ценности мужского единения и отдыха от дел насущных в различных источниках заявляют и владельцы данного заведения. Другое время, другая эпоха, но некоторые вещи неискоренимы в жизни и быту обычных пролетариев, в том числе и меня, хоть я и не отношусь к мужской части населения.

Стоит отметить и тот факт, что прототипом советских котлет, которые на протяжении многих десятилетий подавались в столовых по всей стране, явились образцы котлет для гамбургеров, «привезенные» вместе с оборудованием в 1934 году Наркоматом пищевой промышленности СССР из США. Так вот, в «Lumberjack» можно отведать чудесные американские гамбургеры.

3. Кафе «Хачапури» http://www.hacha.ru/ru/ (кафе в Большом Гнездниковском переулке, 10)

Домашний стол в эпоху авангарда и конструктивизма, несмотря на стремление, смог коренным образом переустроить быт обычных людей; продолжал сохранять национальные черты, особенно в восточных районах страны и на Кавказе, а также там, где в семьях все еще жили рядом три поколения.

hacha.ru

Как можно символично и ненавязчиво передать истинные ценности народов Кавказа? Легко! Свежие продукты, веселые застолья, гостеприимный персонал, горы вкусной еды, разнообразные старые стулья, дореволюционные фотографии, расставленные вдоль стен, тельняшки официантов и даже веточки тархуна в лимонаде. Другими словами, очень скромное уютное домашнее кафе, где можно отведать грузинской кухни без приторного национального колорита в обстановке и обслуживании.


Спросите, причем здесь советский общепит? И что все вышеуказанные заведения не имеют к нему никакого отношения?

В 1921 — 1931 годы значительное развитие получили в городах частные столовые, иногда совсем небольшие на 10 — 15 человек. Их многочисленность, конкурентоспособность, а также профессиональные навыки, экономические возможности их содержателей дали хорошие результаты: значительно расширился ассортимент блюд, повысились требования людей к качеству и вкусу пищи. И только в 30-х годах по мере расширения масштабов общественного питания и строительства целых фабрик-кухонь на сотни посадочных мест приходилось идти не только на упрощение меню, но и на упрощение композиции и технологии блюд. Все, что казалось слишком сложным, отсекалось, экзотические компоненты, в том числе пряности и приправы, просто — напросто исключались. И вот так со временем к 70-80-м годам мы докатились до общепринятого общепита в виде столовых и кулинарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 3 =